5 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (3 Votes)
Ампутация конечностей - причины, показания

Любая, даже незначительная ампутация связана для пациента с невосполнимой утратой части тела и целостности организма. Никакой, даже самый совершенный протез не сможет возместить такую утрату. Если же избежать операции нельзя, то перед хирургом встает задача ограничить зону ампутации необходимым минимумом и оставить безболезненную опороспособную культю. При этом следует учитывать общее физическое и психическое состояние пациента, необходимость как можно точнее определить уровень ампутации конечности, чтобы, в конечном итоге, можно было бы реабилитировать больного, за счет последующего протезирования.

В настоящее время выделяют следующие причины ампутаций конечностей:

• окклюзионные заболевания артерий
  • травмы
  • инфекции
  • опухоли
  • врожденные пороки развития

Самой частой причиной ампутаций конечности являются окклюзионные заболевания артерий (облитерирующий атеросклероз, облитерирующий тромбангиит и др.).

Наиболее инвалидизирующими являются высокие ампутации коненечности (на уровне голени и бедра). Однако, в некоторых случаях, при глубоком поражении артерий конечности с развитием гангрены, при обширных травмах избежать подобной операции невозможно.

Правильно выполненная ампутация конечности в последующем позволяет лучше произвести протезирование и реабилитировать пациента.

При выборе уровня ампутации конечности, в особенности у больных с сосудистой патологией, необходимо проведение ряда исследований:

• ультразвуковое ангиосканирование артерий нижних конечностей;
  • транскутанная оксиметрия;
  • ангиография и мультиспиральная компьютерная томография (по показаниям)

Если речь идет о высокой ампутации, то необходимо оценить возможность сохранения коленного сустава и произвести ампутацию на уровне голени, как прогностически более благоприятную.

При проходимой глубокой бедренной артерии, даже при окклюзированой поверхностной бедренной артерии возможно выполнения ампутации конечности на уровне верхней трети голени, если интраоперационно произвести экстирпацию камболовидной мышцы (из-за особенностей ее кровоснабжения). Подобная методика активно применяется в нашем отделении. Таким образом правильное предоперационное обследование позволяет снизить уровень высоких ампутаций.

ампутация

В заключении хотелось бы отметить, что ампутация конечности не приговор. Правильный выбор уровня ампутации конечности, технически грамотное исполнение хирургической операции, последующее протезирование позволяет в кратчайшие сроки реабилитировать пациента и возвратить его к активной жизни.